economicus.ru


Этот раздел сайта посвящен одной из фундаментальных экономических дисциплин - "Экономика промышленности" (Industrial organization) . Здесь Вы сможете найти различную информацию об этом предмете и его истории, найти полезные учебно-методические материалы, ссылки на интернет-ресурсы и многое другое.

А. Г. Слуцкий
ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
"Экономика промышленности (Industrial organization) это область экономической теории, которая изучает поведение фирм и структуру рынков в случае, когда рынки не являются совершенно кокурентными (perfectly competitive). В теоретическом анализе интенсивно используется теория игр (Game Theory)" Wikipedia The Free Encyclopedia
"Очень часто читатели предполагают, что экономика промышленности (industrial organization or industrial economics) это изучение промышленности в противоположность сельскому хозяйству или сфере услуг. В действительности слово "промышленность" здесь относится к рынку или сфере деятельности, таким как страхование (insurance industry) или цементная промышленность(cement industry). Более подходящим названием для экономики промышленности, позволяющим избежать этой путаницы, могло бы быть "экономическая теория фирм и рынков" (the economics of firms and markets) или "экономическая теория несовершенной конкуренции" (the economics of imperfect competition)
Луис Кабрал (Luis Cabral), автор учебника Introduction to Industrial Organization (Mass.: MIT Press, 2000.)
Каждый кулик хвалит свое болото: только так можно обратить на него внимание. Хваля "болото" экономики промышленности (ЭП) скажем, что она является империалистической, в том смысле в котором говорят об "экономическом империализме": экономика промышленности проникает в смежные сферы экономической теории: не говоря уже о микроэкономике, с которой они являются "сиамскими близнецами", она проникает в макроэкономику, международную экономику, теорию инвестиций, маркетинг, институциональную экономику.
Почему ЭП столь всепроникающая? Потому, что ЭП находится в сердце экономической теории как целого: в центре вечного спора о том эффективно ли работает рыночный механизм. Находится постольку, поскольку стремится объяснить конкуренцию как таковую.
Экономика промышленности является многомерным представлением конкуренции. Реальная конкуренция всегда была многомерной и приобретает все новые измерения. Экономика промышленности не изобрела новых измерений конкуренции, но лишь подвергает их все более разностороннему и углубленному анализу.
Многомерная конкуренция возможна только при наличии рыночной власти. Наличие рыночной власти это не патология, а норма экономики. Поэтому совершенная конкуренция не может выступать в качестве идеала рынка. Место идеала занимает другое, также несовершенное состояние рынка, но наиболее предпочтительное с точки зрения исследователя, так называемое "второе лучшее".
Рассмотрим основные измерения конкуренции.
1. Качество продукта.
Уйдя от однородного продукта и в то же время сталкиваясь с невозможностью представить качество в его реальном бесконечном числе измерений, экономика промышленности выделяет, в первом приближении, вертикальную и горизонтальную дифференциацию продукта. И та, и другая коренятся в структуре потребительских предпочтений. При вертикальной дифференциации продукта все потребители (при одинаковой цене) предпочтут одну и туже разновидность продукта (свой дом - квартире в "хрущевке"); при горизонтальной дифференциации потребители (если цены разновидостей товара равны) выявят различие во вкусах (одни купят эклеры, другие - "картошку"). Это на стороне спроса.
А на стороне предложения создание разнообразия может сопровождаться (или не сопровождаться) экономией от разнообразия - когда дешевле производить ряд заменителей (и не только заменителей, но это уже не относится к данному пункту) в рамках одной фирмы.
Результат взаимодействия спроса и предложения будет зависеть от характера дифференциации продукта (предпочтений) и от характера затрат на создание разнообразия.
2. Вертикальная протяженность фирмы и ее вертикальная идентификация
Фирма - не просто "производитель некоторого товара". Она решает какую часть всей технологической цепи (а точнее, древа) производства товара ей поместить внутрь себя, а какую оставить "за воротами" фирмы (объединить ли в одной фирме все стадии от производства стали до автомобиля или ограничиться сборкой автомобиля из приобретаемых на рынке деталей). Ведь и хозяйка решает, будет ли она готовить котлеты из куска мяса, готового фарша или котлет "из пакета".
Но это еще не все. Фирма также решает вопрос о характере отношений с другими фирмами, которые "взяли на себя" другие звенья технологической цепочки. На одном полюсе - разовая покупка-продажа (например, прокатного стана), на другом - длительный, привязывающий контракт, сводящий к минимуму свободу поведения контрагента (например, автомобильных зеркал, лампочек, свечей зажигания и т.п.).
3. Ценовая дискриминация
Место единой цены занимает весь спектр доступных ценовых стратегий (слепая и "зримая" сегментация рынка, двух- и многоставочные тарифы, связанная продажа и продажа в наборе).
Качественный ряд товаров увязывается с ценовым рядом, принимая форму продуктово-ценовой дискриминации. "Задача Дюпюи" о классах железнодорожных вагонов и соответствующих ценах на билеты моделируется по отношению к обширному классу ситуаций.
4. Наличие и распределение информации
Если фирма-новичок не знает как отреагирует на ее вход укоренившаяся фирма, она может воздержаться от входа.
Если потребитель не знает достоверно качество продукта до покупки, он снизит понизит свою максимальную оценку товара.
Фирма может ввести в заблуждение покупателей относительно качества своего товара (по крайней мере, не сказать все, что она знает, например, о побочных действиях лекарства) или его относительной цены.
С другой стороны, если качество товара "идеальное", трудно донести эту информацию до потребителя.
Информация рассмативается как один из экономических ресурсов, причем крайне неоднородный (информация о потребляемых ресурсах, в том числе о труде, о поставщиках, о спросе, информация для потребителей, информация о ценах в разных точках рынка).
Учет неполноты и асимметрии информации затронул практически все элементы экономики промышленности (и не только): теперь утверждение, что в любой деятельности участвует информация кажется тривиальным.
5. Поведение людей
Так называемое "рациональное" поведение не определяется однозначно. Мотивационная ("я работаю плохо, потому что вы ко мне плохо относитесь") или информационная неэффективность ("я плохо работаю потому что другие работают еще хуже, а вы этого не видите"), оппортунистическое поведение ("я нарушу нашу договоренность, как только мне станет это выгодно") сказываются и на размерах фирм и на их результатах.
Если фирма, в лице своих собственников или менеджеров, стремится не к максимуму прибыли, а к удовлетворяющему ее размеру прибыли (например, продавала бы жизненно важное лекарство дешевле, чем могла бы), то это приведет, возможно, к меньшему отклонению от некоторого оптимального общественного благосостояния.
Если предположить, что люди склонны менять свое привычное поведение только тогда, когда его отклонение от "экономически рационального" достигает определенного порогового значения, то из этого следует, что фирмы не находятся на границе своей технической и экономической эффективности, а рынок не может "расколоть орех" поведенческой инерции.
6. Институциональные аспекты
Мыслить конкуренцию вне институтов вряд ли сегодня возможно. "Открытие" институтов, как и информации, меняет облик всех разделов теории. Поэтому невозможно сжато описать направление влияния институциональной теории на экономику промышленности.
Остановимся на следующем обобщении: если вскрыть "черные ящики" фирмы и рынка, то обнаруживаются сложные структуры, устройство которых является и продуктом конкуренции, и фактором конкуренции. Сама фирма, как институт, оказывается неоднородной (то жесткой, как армейский полк, то мягкой как драматический кружок). В самой радикальной форме вопрос ставится так: а есть ли фирма вообще? А если нет фирмы, то кто же тогда конкурирует на рынке?
Можно рассматривать фирму и как частный рынок - рынок информации о производительных качествах и сочетаниях ресурсов.
7. Инновации
Рынок не просто изменчив. Сама изменчивость рынка (продукт, технология, пространственная и временная протяженность), ее направление и темп являются результатом выбора фирм (при данных ограничениях), а ряд ограничений находится в "видимых" руках государства, например в форме патентного права.
Рыночная власть, с одной стороны, оказывается необходимой для появления новых продуктов и технологий, с другой стороны, может препятствовать их возникновению. Отсюда следует вопрос об оптимальном уровне рыночной власти, способствующем техническому прогрессу. Одна из практических проблем: какой должна быть длительность срока действия патента.
Недетерминированность технологического развития, возможность выбора характеристик нового продукта или новой технологии превращает рыночную власть в эндогенную переменную.
Необходимо упомянуть и другие, не менее важные, измерения конкуренции: реклама, сетевые и внешние эффекты, совместимость продуктов.
Каждый рынок представляет собой если не уникальное, то особенное сочетание измерений конкуренции. Это, с одной стороны сужает возможность для обобщений, с другой - придает важность изучению специфических особенностей каждого рынка.
Понимание специфичности рынков привело к развитию граничного подхода (bound approach). Он ориентирован не на предсказание наиболее вероятного характера и результатов конкуренции, а на отделение области возможных результатов конкуренции от невозможных.
Возможно, теория находится на пути к "таблице Менделеева" в области конкуренции и пока недостаточно эмпирических данных для ее построения.
Стоит отметить, что эмпирический материал экономики промышленности черпается из сферы бизнеса, сферы, которая никогда не будет прозрачной для исследователя, особенно, если учесть, что его интересует не только наблюдаемые факты, но и предполагаемые намерения.
Позитивное изучение (очень) несовершенной конкуренции не является отвлеченной задачей. Другая половина теории, а также и начальный стимул к ее возникновению - что делать с рыночной властью: видеть в ней неизбежное зло или необходимые "дрожжи" конкуренции, дать конкуренции идти своим путем или ввести ее в определенные рамки. Говоря об источниках экономики промышленности, нельзя избежать ссылки на предисловие Вадима Максовича Гальперина к переводу учебника Жана Тироля .
Экономика промышленности сегодня тесно связана с антимонопольной политикой. Наиболее ярко их взаимосвязь наблюдается в США. Экономисты из академической среды участвуют в качестве свидетелей во всех антимонопольных делах. Изучая и освещая конкретную ситуацию с точки зрения науки и, они, в тоже время, подвергают теорию испытанию фактами. Большое число научных публикаций является результатом исследования конкретных судебных дел. Видные экономисты являются руководителями исследовательских программ Антимонопольного отдела Министерства юстиции США. Экономисты выступают в качестве консультантов крупных корпораций (иногда в ущерб своему научному престижу) и правительственных органов. Таком образом, экономика промышленности не просто претендует на прикладное значение, а уже институционализировалась в качестве прикладной дисциплины.