economicus.ru


Этот раздел сайта посвящен одной из фундаментальных экономических дисциплин - "Экономика промышленности" (Industrial organization) . Здесь Вы сможете найти различную информацию об этом предмете и его истории, найти полезные учебно-методические материалы, ссылки на интернет-ресурсы и многое другое.

ОСНОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРОДУКТЫ ПО ЭКОНОМИКЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (ПО РОССИЙСКОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ СТАНДАРТУ: ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ)
Учебники


1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. М., Магистр, 1998. 311 с.
Первый учебник, написанный российскими авторами. Относится к промежуточному уровню сложности. Небольшой по объему. Поэтому охватывает не все темы курса. Изложение несколько конспективно. К каждой главе имеются задачи и вопросы.

2. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. СПб, Экономическая школа. 2002. В 2-х т. 780 c.
Стандартный учебник-монография (на последнее указывает обилие ссылок в научной литературе) продвинутого уровня. Хорош для тех, кто уже знаком с предметом и хорошо математически подготовлен. Изложение страдает пунктирностью - читателю надо восстанавливать пропуски. Имеется огромная библиография. Задачи сложные и изобретательные.

3. Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности. СПб, Экономическая школа, 1999.
Учебник-обзор достижений и проблем теории. Огромная библиография. Более подходит для преподавателя и аспиранта, чем для студента. Собственно педагогическая составляющая (задачи, вопросы) отсутствует.

4. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. - М.: Экономика, 1996.
Классика, которую надо прочесть. В учебниках по микроэкономике сведена до "шкурки от апельсина".

5. Шерер Д., Росс Д. Структура отраслевых рынков. М., Инфра-М, 1997.
Считается учебником, хотя напоминает монографию (на первое английское издание очень много ссылок в научной литературе). Написан свободным ясным языком. Обсуждение больше вербальное и графическое, чем формальное. Хорошая формулировака теоретических проблем. Учебные атрибуты (вопросы, задачи) отсутствуют. Богатая библиография к каждой главе.

Статьи на русском языке

1. Ланкастер К. Перемены и новаторство в технологии потребления. Вехи экономической мысли /под редакцией В. М. Гальперина/ Том 1. Теория потребительского поведения и спроса
Рассмотрение спроса на товар, как набор характеристик.

2. Коуз Р.Г. Природа фирмы. Вехи экономической мысли /под редакцией В. М. Гальперина/ Том 2. Теория фирмы
Источник нового институционализма, вытекающего из трансакционных затрат

3. О. И. Уильямсон. Вертикальная интеграция производства: соображения по поводу неудач рынка. Вехи экономической мысли /под редакцией В. М. Гальперина/ Том 2. Теория фирмы
Институциональный подход к вертикальной интеграции, оспаривающий антиконкурентную природу вертикальной интеграции там, где она не имее т технологических оснований.

4. X. Лейбенстайн. Аллокативная эффективность в сравнении с "Х-эффективностью". Вехи экономической мысли /под редакцией В. М. Гальперина/ Том 2. Теория фирмы
X-фактор это мотивация человека. Ее вклад в эффективность сопоставляется и исследуется в сравнении с действием ценового механизма.
Ниже указанные статьи вошли в готовящийся к печати выпуск Вех экономической мысли (издательство "Экономическая школа") по теории организации отраслевых рынков (экономике промышленности). Выход издания планируется в январе 2003 г.

5. Мэйсон Э. Ценовая и производственная политика курпных предприятий (Mason E. Price and production policies of large-scale enterprise // AER, 1939, 29, pt.2. P. 61-74.)
Один из первых кирпичиков в фундаменте экономики промышленности. Статья ориентирует на эмпирически проверяемые теории, стремится охватить многообразие форм конкуренции крупных предприятий.

6. Spence A.M. Entry, Capacity, Investment, and Oligopolistic Pricing // Bell Journal of Economics, 8 (1977), 534-544.

7. Диксит А. Роль инвестиций в предотвращении входа. (Dixit A. The Role of Investment in Entry Deterrence, Economic Journal, 1980, vol. 90, pp.95-106
Статьи А. Диксита и М. Спенса посвящены рассмотрению вопроса о том, когда сделанные ранее инвестиции являются барьером на вход в отрасль. В статье М. Спенса внимание акцентируется на необратимости инвестиционных решений. В статье А. Диксита обосновывается утверждение, что роль этих решений в предотвращении входа заключается в изменении укоренившейся фирмой в свою пользу начальных условий возникающей после входа игры.

8. Крепс Д., Уилсон Р. Репутация и несовершенная инофрмация. (Kreps D.M. and R.Wilson. Reputation and Imperfect Information, Journal of Economic Theory, 1982, vol.27, pp.2 53-279. )

9. Милгром П., Робертс Дж. Ценовые и рекламные сигналы качества продукта (Milgrom P. and J.Roberts. Price and Advertising Signals of Product Quality, Journal of Political Economy, 1986, vol.76, pp.796-821.)
Статьи Д. Крепса и Р. Уилсона и П. Милгрома и Д. Робертса исследуют роль неполноты информации. В первой из статей рассматривается роль репутации игрока (как жесткого или как мягкого) в предотвращении входа. Неполнота информации в определенных условиях разрешает парадокс Зелтена.
Вторая статья рассматривает проблему целесообразности и эффективности совместного ценового и рекламного сигнализирования качества - при каких условиях эта реклама позволяет отделить качественный продукт от некачественного.

10. Баумоль У. Дж. Состязательные рынки: мятеж в теории структуры отрасли (Baumol W.J. "Contestable Markets: An Uprising in the Theory of Industry Structure," AER 1982, 1-15.)
Статья (выступление на сессии Американского экономического общества) излагает сущность и значимость теории состязательных рынков.

11. Телсер Л.Г. Зачем производителям нужна справедливая торговля? (Telser L.G. Why Should Manufacturers want fair trade // Journal of Law & Economics. 1960. 3. 86-105)
Лестер Телсер дает рациональное объяснение системе поддержания цен перепродажи (resale price maintenance): с точки зрения предоставления услуг и с поизиции картеля.

12. Алчян А., Демсец Х. Производство, стоимость информации и экономическая организация (Alchian A., Demsetz H. Production, Information Costs, and Economic Organization // AER. 1972. 62. P. 777-795)
Одна из наиболее цитируемых статей. Рассматривает влияние стоимости измерения вклада ресурса в ценность продукта на форму экономической организации. Хотя в данной статье акцент сделан на коллективном производстве (team production), роль исследуемого фактора имеет более широкое значение. Всвязи с коллективным производством обсуждается идея фирмы как частного рынка информации о производительных свойствах и сочетаниях ресурсов.

13. Клейн Б., Кроуфорд Р., Алчян А. Вертикальная интеграция, присваиваемая рента и конкурнетный процесс заключения сделок (Klein, B., R.G. Crawford, and A.A. Alchian, "Vertical Integration, Appropriable Rents, and the Competition Contracting Process," Journal of Law & Economics 1978, 21, 297-326)
Широкий описательный подход к вертикальной интеграции с точки зрения институционализма. Стержень статьи - как возможное оппортунистическое поведение влияет на "вертикальную" протяженность фирмы.

14. Марвел Г. Исключительное дилерство (Marvel, H.P., "Exclusive Dealing," Journal of Law & Economics, 1982, 25 (1), April, 1-25. )
Рациональное объяснение системы исключительного дилерства как инструмента, используемого для защиты права собственности на информацию, касающуюся потенциальных покупателей товаров производителя. Автор отвергает утверждение об антиконкурентной природе исключительного дилерства.

15. Мэтьюсон Дж., Уинтер Р. Экономическая теория вертикальных ограничений (Mathewson, G.F., and R.A. Winter, "An Economic Theory of Vertical Restraints," RAND Journal of Economics, 1984, 15, 27-38. )
Вертикальные ограничения выводятся из наличия внешних эффектов в отношениях продавца и покупателя. Авторы ищут минимальные достаточные условия нейтрализации внешних эффектов с целью максимизации прибыли.

16. Кац М., Шапиро К. Сетевые внешние эффекты, конкуренция и совместимость (Katz M.L., Shapiro C. Network Externalities, Competition and Compatibility // AER. 1985. 75. P. 424-440)
Статья посвящена изучению рынков, для которых характерны сетевые эффекты: рост полезности отдельных потребителей при увеличении их общего числа. Структура равновесий, получаемых в рассматриваемой модели служит подтверждением важности ожиданий потребителей. Процесс формирования ожиданий остается важнейшей составляющей моделирования рынка даже при наложении на ожидания агентов рынка ограничения рациональности.

17. Лернер А. П. (Lerner, A., "The Concept of Monopoly and the Measurement of Monopoly Power," Review of Economic Studies, 1934, 1, 157-75. )
Все знают индекс Лернера, но гораздо меньше тех, кто читал его статью. Оказывается, что именно здесь впервые обоснован принцип эффективности P = MC. Обсуждаются разные подходы к измерению рыночной власти. Абба Лернер написал статью еще не будучи магистром.

18. Мак-Ги Дж. Хищническое ценообразование: дело Standard Oil (McGee, J.S., "Predatory Pricing: The Standard Oil (N.J.) Case," Journal of Law & Economics, 1958, 1, 137-69.)
В статье в связи с конкретным антимонопольным делом излагаются взляды Чикагской школы на хищничество: оно считается нерациональным с точки зрения фирмы. Хотя в статье не излагается методология исследования хищничества, она может быть легко извлечена из статьи.

19. Уильямсон О. Экономия как защита в антимонопольном процессе: компромисс с позиции благосостояния (Williamson, O.E., "Economies as an Antitrust Defense: The Welfare Tradeoffs," AER 1968, 58, 18-34.)
Первое развернутое обоснование подхода к рыночной власти с точки зрения правила разумности: взвешивание выгод и издержек рыночной власти. Пример ясной и всесторонней постановки проблемы.